Москва: +7 (495) 134-29-44
Санкт-Петербург: +7 (812) 213-07-12
Заказать звонок
МЕНЮКАТАЛОГ
OOO "ЮНИТРЕКС" - Электромонтаж и слаботочные работы
Главная/АПС/Обслуживание пожарной сигнализации

Техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации (СПС)

Техническое обслуживание АПС

При установке автоматической пожарной сигнализации (АПС) следует позаботиться о плановом техническом обслуживании АПС, т. к. любое устройство, механизм или система требует постоянного контроля работоспособности с целью обеспечения нормального функционирования в штатном режиме. От этого зависит не только сохранность материальных ценностей, хранящихся на территории защищаемого объекта, но и жизнь и здоровье людей. Только регулярные осмотры и грамотное обслуживание способны гарантировать незамедлительное срабатывание пожарной сигнализации, которое не допустит распространение пожара.

Кроме этого, плановое обслуживание АПС позволяет избежать ложных срабатываний пожарных датчиков, которые доставляют не только неудобства в режиме работы объекта, но и притупляет бдительность персонала и реагирование людей на тревогу. Фактор «привыкания» к периодическим ложным тревогам может сыграть роковую роль при возникновении реальной опасности пожара. Также это влечет за собой дополнительные расходы на ремонт пожарных извещателей в случае серьезных повреждений, вызванных длительными перерывами между проверками или полным отсутствием обслуживания пожарной сигнализации.

Документация по обслуживанию систем пожарной сигнализации

Обязанности по содержанию пожарной сигнализации в работоспособном состоянии, слежению за исправностью компонентов и реализацией планово-предупредительного ремонта АПС лежат на ответственных лицах предприятия, организации или учреждения, которое эксплуатирует объект защиты от пожара, на основании действующих законодательных актов, норм и правил, а именно:

  • ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ;
  • п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г.);
  • п. 1.2.5 из РД 009-01-096 «Установки пожарной автоматики. Правила технического обслуживания».

В случае, если собственник, арендатор или эксплуатирующая объект защиты организация не имеет обученного лицензированного персонала и необходимых средств для проведения самостоятельными силами технического обслуживания АПС, руководство должно привлечь стороннюю специализированную компанию и подписать с ней договор на обслуживание систем пожарной сигнализации. Ответственность за нарушение установленного Законодательством Российской Федерации порядка лежит на должностных лицах и/или владельцах объекта защиты в соответствие с Федеральным законом №69-ФЗ. Данный договор подлежит проверке службой государственного пожнадзора.

Документация по обслуживанию систем пожарной сигнализации

В договоре на обслуживание АПС должен быть отражен перечень обязательных сопроводительных документов:

  1. График обслуживания системы пожарной сигнализации – фиксирует периодичность проверки работоспособности пожарной сигнализации, например, ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный или др.
  2. Регламент обслуживания АПС - в нем указываются типы различных работ, состав, содержание и пр.
  3. Журнал проверки пожарной сигнализации – это журнал по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, в котором фиксируется перечень выполненных процедур и видов работ с датой проведения и ФИО ответственного исполнителя.
  4. Журнал учета обнаруженных неисправностей, в котором отражаются все выявленные неполадки и недочеты с указанием даты и условий их устранения и пр.
  5. Акт проверки пожарной сигнализации представляет собой акт выполненных работ, утвержденный руководителями сторон Заказчика и Исполнителя.

Плановое и внеплановое ТО пожарной сигнализации

Комплекс организационных мероприятий и взаимосвязанных процедур, направленных на поддержание технического состояния и эксплуатационных характеристик всех узлов системы АПС и отдельно взятых ее элементов в исправном состоянии, называется техническим обслуживанием пожарной сигнализации.

Цель выполнения обслуживания АПС организации:

  • бесперебойная работа системы на протяжении всего срока эксплуатации;
  • перманентный контроль нормального функционирования АПС в автоматизированном режиме и с привлечением обслуживающего персонала;
  • раннее выявление проблем в штатной работе установки;
  • ликвидация неисправностей с минимальными затратами финансов и человекочасов;
  • предотвращение серьезных проблем и сбоев в функционировании АПС;
  • предупреждение об ошибках в алгоритме работы, обработки и передачи тревоги в случае обнаружения признаков возгорания;
  • обобщенный анализ данных о состоянии системы противопожарной защиты;
  • выработка рекомендаций и предложений по модернизации, улучшению или расширению существующей системы.

Для повышения эффективности обслуживания АПС и общего уровня безопасности рекомендуется проводить плановую и внеплановую проверку установок пожарной сигнализации.

В процессе реализации технического обслуживания АПС уделяется внимание следующим базовым обстоятельствам и неисправностям, которые могут воспрепятствовать нормальному функционированию системы пожарной сигнализации:

  • при внедрении пожарной сигнализации на объекте применяется только сертифицированная аппаратура, прошедшая испытания в лаборатории;
  • механические повреждения шлейфов, кабелей питания и управления, например, в результате перепланировки помещений;
  • наличие загрязнения – одна из важных процедур при проверке датчиков пожарной сигнализации, например, пыль в камерах оптико-электронных извещателей и грязь в уличных сиренах;
  • естественный износ материалов и запчастей;
  • отсутствие плотного контакта клемм – проверка коммутации всех точек разъемного и неразъемного соединения;
  • проблемы электрических перегрузок, замыкания и прочее;
  • соблюдение резервирование электропитания с проверкой первичных и вторичных источников, измерения емкости аккумуляторных батарей и их автоматического взаимного переключения в случае нарушений в электроснабжении;
  • нарушение условий эксплуатации, в том числе температуры окружающей среды, влажности и других факторов;
  • вмешательство персонала и других третьих лиц в штатную работу АПС, алгоритм срабатывания, настройки системы, несанкционированное отключение и пр.

ТО АПС нужно обязательно рассматривать в связке с взаимодействующими системами, например, пожаротушения, дымоудаления, оповещения и управления эвакуацией. Наши технические специалисты с большим опытом готовы произвести комплексную проверку пожарной сигнализацииобслуживание АПС и СОУЭобслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и других систем противопожарной защиты.

Регламент обслуживания пожарной сигнализации (АПС)

Регламент обслуживания пожарной сигнализации

Любое обслуживание систем АПС начинается с проверки работоспособности установок пожарной сигнализации.

В рамках проверки системы пожарной сигнализации, обслуживание АПС разделяют на:

  1. плановое техобслуживание АПС, которое ориентировано на выполнение мероприятий, утвержденных в плане-графике обслуживания системы пожарной сигнализации в соответствие с регламентом и обозначенными сроками;
  2. неплановое ТО, проводимое по требованию заказчика с целью устранения сбоев или нестандартного поведения системы, включающее диагностические, аварийные работы и нерегламентированные ремонтные мероприятия.

Как проводится проверка пожарной сигнализации?

Общая методика проверки пожарной сигнализации сводится к принудительному срабатыванию всех составных элементов с целью определения некорректно работающего узла или компонента. Современные приемно-контрольные приборы (ППК) хранят подробный лог событий, произошедших в промежутке между плановым обслуживанием; с анализа этих событий и рекомендуется начать. В шлейфах сигнализации дают «тревогу» по каждому пожарному извещателю в цепи и засекают время реакции системы; в адресных шлейфах контролируют уникальную адресацию датчиков. Отдельного внимания требует проверка алгоритма запуска пожаротушения, дымоудаления и оповещения. Сценарии событий должны выполняться строго в соответствии с конфигурацией АПС и в рамках минимальных временных промежутков. Контроль передачи служебных и тревожных извещений на пульт пожарной охраны должен сопровождаться с проверкой основного и резервного способа.

При первичном осмотре сторонней организацией существующей системы АПС необходимо определить правильность выбора типа, количества и способа расстановки средств пожарной сигнализации с учетом пожарной нагрузки, конфигурации и площади пожарных зон, наличия мешающих временных факторов, расположения лифтов, лестничных маршей и др. Следует обеспечить допустимое расстояние между соседними датчиками, стенами и потолком в соответствии с правилами установки пожарных извещателей в СП 5.13130.2009. При наличии подвесных потолков и фальшь-полов нужно обязательно проконтролировать защищенность этих скрытых пространств, в которых, как правило, прокладывается электропроводка. Проверка датчиков пожарной сигнализации ручного типа сводится к тестированию беспрепятственного нажатия на кнопку, рычаг или с помощью ключа; также нужно убедиться, что они находятся на путях эвакуации, в коридорах, на лестничных клетках, около выходов и их ничего не загораживает. При необходимости рассмотреть варианты их взаимного дублирования и монтажа дополнительных средств.

Тестирование АПС

Обслуживание дымовых пожарных извещателей, тепловых датчиков, датчиков пламени и газа реализуется специальными тестерами, имитирующими признаки настоящего пожара – дым, тепло, огонь.

К проверке работы пожарной сигнализации относится также контроль исправности светозвуковой индикации датчиков, ППК, оповещателей в штатном, тревожном и аварийном режимах. Проверке подлежит и состояние кабельной инфраструктуры, в основе которой должен находиться огнестойкий кабель повышенной пожаробезопасности с оболочкой, не распространяющей горение и выделяющей малый объем токсичного дыма/газа в течение длительного времени (для общественных сооружений, объектов повышенной опасности и др.). При наладке пожарной сигнализации нормами устанавливается резерв емкости прибора пожарной сигнализации для расширения и распределения шлейфов в будущем. При техническом обслуживании автоматической пожарной сигнализации следует проверить подключение бесперебойного электропитания по 1-й категории ПУЭ всех компонентов системы, которое обеспечит гарантированное функционирование при аварийном отключении от сети.

Обучение персонала – важнейшая часть в проверке работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации, от которой зависит успешная предотвращение пожара, его локализация и эвакуация людей в случае возникновения. Требуется проводить регулярный инструктаж, проверку знаний и отработку действий ответственного персонала с фиксированием учений в соответствующем журнале.

Заказать обслуживание системы пожарной сигнализации

Оставить заявку на обслуживание системы пожарной сигнализации

Наши опытные технические специалисты окажут профессиональные услуги обслуживания АПС на объектах различного масштаба, любой сложности и конфигурации. При обслуживании пожарной сигнализации цена зависит от:

  • количества и протяженности шлейфов сигнализации;
  • количества проводных/беспроводных извещателей дыма/тепла/пламени/газа;
  • количества светозвуковых оповещателей;
  • количества источников электропитания;
  • типа и количества способов взаимодействия со смежными системами противопожарной защиты (оповещение, пожаротушение, вентиляция, дозвон на ПЦН и др.);
  • способа выполнения работ (стесненные условия, работа на высоте и др.).

Для просчета стоимости обслуживания АПС обращайтесь к нашим менеджерам по телефонам или через форму обратной связи. Мы готовы выполнить обслуживание АПС в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, а также в любом другом регионе РФ. Низкую стоимость и качественно выполненную работу гарантируем!